Бесплатная консультация юриста:
8 (800) 500-27-29 (доб. 553)
СПб и Лен. область:Санкт-Петербург и область:
+7 (812) 426-14-07 (доб. 318)
Москва и МО:
+7 (499) 653-60-72 (доб. 296)
Получить консультацию

Опасны ли коллекторы

Все, что вам надо знать про новый закон о коллекторах

3 июля 2016 года подписан Президентом и вступил в силу долгожданный «закон о коллекторах», или если быть точными — Федеральный закон №230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности…». Очень долго деятельность коллекторов фактически не была никак урегулирована, но наконец этот пробел исправили. Мы прочитали закон и пересказываем вам все самое важное.

Кто может быть коллектором?

  • российская организация, включенная в специальный государственный реестр коллекторов. Реестр является общедоступным, пробить коллекторов по нему можно через интернет;
  • коллекторское агентство должно быть АО (ПАО) или ООО с размером чистых активов минимум 10 млн рублей, а в его уставе должен быть прописан основной вид деятельности — возврат просроченной задолженности;
  • у коллекторов должен быть договор обязательного страхования ответственности на сумму не менее 10 млн рублей в год;
  • коллекторы должны иметь специальное оборудование и программное обеспечение, а также сайт в Интернете;
  • коллекторы должны быть включены в реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных.

Кто не может быть коллектором?

  • лица, судимые за преступления против личности, в сфере экономики, против государственной власти, общественной безопасности;
  • лица, находящиеся за пределами РФ;
  • организация в процессе банкротства или ликвидации;
  • организация, которую в течение 3 последних лет исключали из государственного реестра коллекторов;
  • организация, имеющая не исполненные денежные обязательства по решению суда в течение более 30 рабочих дней.

Что не могут делать коллекторы?

  • применять к должнику и другим людям физическую силу, угрожать убийством, причинением вреда здоровью;
  • портить имущество и угрожать этим;
  • применять методы взыскания, опасные для жизни и здоровья;
  • оказывать психологическое давление на должника и других людей;
  • использовать действия и выражения, которые унижают честь и достоинство должника и других людей;
  • вводить в заблуждение по поводу сроков погашения долга, размера долга, природы возникновения долга, возможного обращения в суд, уголовного преследования должника, привлечения его к административной ответственности;
  • вводить в заблуждение по поводу принадлежности коллекторов / банка к государственным органам или органам местного самоуправления;
  • без согласия должника передавать сведения о нем и его просроченном долге, его персональные данные третьим лицам или делать их доступными для сведения третьих лиц;
  • раскрывать сведения о должнике, его долге и взыскании, персональные данные должника в интернете, неограниченному кругу лиц, сообщать об этом по месту работы должника или на жилом помещении;
  • привлекать для взыскания долга и взаимодействия с должником более двух и более лиц одновременно;
  • взаимодействовать с должником после его признания банкротом, введения реструктуризации долгов, получения документов о лишении или ограничении дееспособности должника, его нахождении на лечении в стационаре, получении 1 группы инвалидности, а также несовершеннолетним должником (не эмансипированным);
  • звонить на телефонные номера, которые оформлены не на имя должника, скрывать свой номер телефона или адрес электронной почты.

Что могут делать коллекторы?

  • встречаться с должником лично — не более 1 раза в неделю с 8 до 22 часов в будни и с 9 до 20 часов по выходным и в праздники и только по известному коллекторам месту жительства должника;
  • беседовать по телефону — не более 1 раза в сутки, 2 раз в неделю и 8 раз в месяц с 8 до 22 часов в будни и с 9 до 20 часов по выходным и в праздники;

При личной встрече и в начале телефонного разговора коллектор обязан сообщить свои ФИО и название фирмы (кредитора), которую он представляет.

  • отправлять телеграфные, текстовые, голосовые и прочие сообщения по сетям электросвязи, подвижной радиотелефонной связи (т.е. через интернет и мобильный телефон) — по рабочим дням с 8 до 22 часов, по выходным и праздникам с 9 до 20 часов до 2 раз в сутки, до 4 раз в неделю и до 16 раз в месяц.

В каждом таком сообщении коллектор обязан сообщить должнику название кредитора, свои ФИО, сведения о факте долга и контактном телефоне, по которому можно связаться с кредитором и его представителем.

  • слать письма по месту жительства / пребывания должника. В этих письмах в обязательном порядке четким и читаемым шрифтом должны быть указаны данные кредитора (название, ИНН, ОГРН, адрес, электронная почта, контактный телефон, ФИО и должность подписавшего письмо), данные о договорах, по которым имеется долг, размере, структуре долга, сроках и порядке погашения, реквизитах банковского счета для погашения долга;
  • взаимодействовать по поводу просроченной задолженности с третьими лицами — родственниками, соседями и пр., если: 1) должник дал банку /коллекторам согласие на это (должен быть отдельный документ); 2) третьи лица не выразили свое несогласие. Это правило касается также поручителей по кредиту!
  • передавать данные о должнике и его задолженности Банку России, Агентству по страхованию вкладов, профессиональным коллекторам, ипотечным агентам и пр. при заключении договора о переуступке прав требования и переговоров;
  • сообщать должнику о привлечении нового лица для взыскания долга — в течение 30 рабочих дней;
  • отвечать на обращения должника в течение 30 дней;
  • вести аудиозапись всех звонков и разговоров с должником и предупреждать должника о начале записи, хранить их в течение 3 лет;
  • хранить все голосовые, электронные сообщения, документы по взаимодействию с должником в течение 3 лет.

Как спастись от коллекторов?

1. При оформлении кредитных договоров

Внимательно смотрите, какие способы взаимодействия кредитора (банка) и действующих от его имени лиц (коллекторов) там предусмотрены. Также обратите внимание на частоту взаимодействия с должником: по договору она может быть изменена по сравнению с тем, что указано в законе. Если что-то из условий взаимодействия вас не устраивает, требуйте исключения этих пунктов из договора.

2. По уже действующим кредитным договорам.

Рекомендуем внимательно перечитать свой договор с банком. Вы можете в предусмотренных законом случаях написать в банк (коллекторам) заявление об отказе от взаимодействия при взыскании просроченного долга. Заявление надо вручить лично под расписку на вашем экземпляре, послать заказным письмом с уведомлением или направить через нотариуса. С момента получения вашего заявления банк (коллекторы) не смогут взаимодействовать с вами теми способами, которые были указаны в договоре.

3. Родственникам, друзьям, знакомым, соседям должника.

Если вы не хотите общаться с коллекторами или банками по поводу чужих долгов, обязательно напишите им заявление о несогласии на взаимодействие с вами. Если такого заявления нет, подразумевается, что вы не против общения с коллекторами.

4. Должникам.

Если вы не хотите, чтобы коллекторы беспокоили ваших знакомых и родственников по поводу ваших долгов, отзовите у банка и коллекторов свое согласие на взаимодействие с третьими лицами. Делается это через личное вручение заявления под роспись, либо через заказное письмо с уведомлением о вручении, либо через нотариуса. С момента получения вашего заявления коллекторы не смогут больше беспокоить родственников и соседей.

5. Сообщайте вовремя о важных событиях.

При признании банкротом / введении процедуры реструктуризации долгов, лишении или ограничении дееспособности, получении 1 группы инвалидности, лечении в стационаре обязательно и как можно скорее сообщайте об этом коллекторам в письменном виде, чтобы они вас не беспокоили.

6. Полный отказ от общения с коллекторами и назначение представителя.

Должник может написать в банк или коллекторам заявление об осуществлении взаимодействия с ним по факту задолженности только через назначенного им представителя (адвоката) или о полном отказе от взаимодействия. Официальная форма такого заявления будет утверждена позже (мы ее сразу выложим). Направить заявление можно через нотариуса, заказным письмом с уведомлением о вручении или вручить лично под расписку. Подать заявление можно, если просрочка возникла больше 4 месяцев назад.

Исключение: в течение 2 месяцев с даты вступления в силу решения суда о взыскании долга банк и коллекторы могут взаимодействовать с должником.

Как можно наказать коллекторов за нарушения?

  1. Обратиться в суд с требованием компенсации морального вреда в связи с неправомерными действиями коллекторов.
  2. Взыскать по суду причиненные убытки — например, стоимость испорченного имущества

Подать такой иск может не только сам должник, но и иные лица. Например, пострадавшие родственники или соседи.

  1. Подать жалобу на действия коллекторов в Федеральную службу судебных приставов, прокуратуру.

На кого не распространяется новый закон о коллекторах?

  • на граждан, которые сами взыскивают долг в сумме не более 50 тысяч рублей с других физических лиц. Но это правило не действует, если гражданин переуступит долг кому-то другому по договору цессии;
  • на должников — индивидуальных предпринимателей по тем долгам, которые возникли из их предпринимательской деятельности;
  • на взыскание долгов по коммунальным услугам, квартплате. Но если кредитор передаст полномочия по взысканию долга по коммуналке банку или профессиональным коллекторам, закон применяться будет;
  • на отношения с органами государственной власти, местного самоуправления, внебюджетными фондами, бюро кредитных историй, Агентством по страхованию вкладов, адвокатами, нотариусами и т.п.;
  • на долги жителей Крыма и Севастополя перед украинскими банками.

Когда начинает действовать закон?

Закон вступает в силу по частям, основная часть — с 3 июля 2016 года. Однако самая важная для должников 2 глава (о том, что могут и не могут делать коллекторы, как они взаимодействуют с должником и т.п.) будет применяться с 1 января 2017 года. Закон распространяется на все кредитные договоры — и на старые, и на новые.

Взыскание долгов коллекторами

Важно понимать, что в своей деятельности коллекторы не применяют насилие – никто не хочет рисковать своей свободой. В своих жестких методах черные коллекторы ограничиваются угрозами и вымогательством. Этим они нарушают статьи УК Украины №129 «Угроза убийством» и №189 «Вымогательство». Однако уголовные дела на коллекторов заводят крайне редко – не хочу делать ложных обвинений, но здесь явно не обходится без коррупции.

Итак, какие же методы используют коллекторы, чтобы выбить долг? Все начинается с soft collection, когда должнику активно звонят и пишут смс с требованием вернуть долг. Количество звонков и сообщений может доходить до десятков в течение дня. Сейчас активно используют соцсети – это не только способ коммуникации, но и возможность увидеть друзей должника.

Именно воздействие на родных и друзей – любимый прием коллекторов. Они сообщают всем, кого нашли, о долге, чтобы заемщик почувствовал стыд и свою вину за то, что теперь донимают его близких. И это действительно эффективный метод – на этом этапе многие сдаются и любой ценой стараются вернуть долг.

Если же это не помогает, коллекторы переходят к следующему этапу – hard collection. Вот тут и начинается беззаконие. Уговоры и общение с родственниками не помогло? В ход пускают угрозы, причем не только должнику, но и его родителям, детям, друзьям. Коллекторы ищут самое слабое звено и давят именно на него. Бесчеловечно? Да. Коллекторские компании (часто оформленные как факторинговые) – это бездушная система, которая любой ценой стремится получить деньги. В январе 2019 года в Киеве состоялся суд над коллекторами, которые 2 года держали в страхе школу – они угрожали учителям и ученикам убийствами, изнасилованиями и продажей на органы. Всему виной 2600 грн, которые взял в кредитном союзе сын одной из педагогов.

Как общаться с коллектором, если его наняли

Несмотря на то, что данная сфера деятельности очень ответственна, и каждое решение выносится после тщательных проверок, происходят ошибки. Все чаще коллекторы звонят не тем, кто брал кредит.

Причин этому несколько:

  • Неверно заполнены данные реально существующего клиента.
  • Путаница в базе данных банка либо коллектора.
  • Неверно набранный номер телефона.

Все о коллекторах!

Большинство граждан когда-либо брали кредит в банке так-как  это помогает решать финансовые проблемы. Но основное условие успешного сотрудничества – своевременное возвращение одолженных средств.

При просрочке банк начинает вести себя не лояльно. Несмотря на уважительные причины, по которым погашение долга проблематично, банк не принимает их во внимание. И если вы увеличиваете срок не погашения долга, возрастает вероятность столкнуться с неприятными методами воздействия коллекторов.

Со временем выработался стереотип, что коллекторы – это сборщики долгов, не гнушаются любыми способами вытрясти деньги.

Да, это не разбойники, обирающие народ, но хорошего от контакта с ними ждать не приходится. Цели работников остались неизменными: максимально быстро выбить из должника накопившийся долг.

Несмотря на существование ассоциации коллекторов и «Кодекс чести», методы воздействия далеки от цивилизованных: запугивание, угрозы, шантаж, вторжение в приватную жизнь.

Заемщики смутно знают, в чем суть работы коллекторских агентств, законные ли их действия и на какие крайние меры могут они пойти.

Условно коллекторов разделяют на «черных» и «белых». Последние готовы к сотрудничеству и диалогу, «черные» же «вышибают» средства и идут напролом.

Крайне важно ориентироваться, как воздействовать на давление и вмешательство. Но особенно проблематичные ситуации, когда коллекторы звонят по чужому кредиту!