Бесплатная консультация юриста:
8 (800) 500-27-29 (доб. 553)
СПб и Лен. область:Санкт-Петербург и область:
+7 (812) 426-14-07 (доб. 318)
Москва и МО:
+7 (499) 653-60-72 (доб. 296)
Получить консультацию

Права на товарный знак использование

Навигация по записям

Что это такое?

Товарный знак (знак обслуживания) – официально зарегистрированное обозначение, которое используется для индивидуализации товаров (работ, услуг) ИП или организаций.

На практике, довольно часто его именуют как «бренд», «логотип», «торговая марка» и т.д. По своей сути эти выражения являются синонимами, но именно термин «товарный знак (знак обслуживания)» является юридическим понятием и регулируется действующим законодательством (ч. 4 ГК РФ).

Исключительное право на товарный знак подтверждается соответствующим свидетельством, выдаваемым Федеральным институтом промышленной собственности (ФИПС) и действует в течение 10 лет с момента подачи заявки о регистрации знака (с правом пролонгации).

Товарный знак находится под защитой именно в том государстве, в котором он был зарегистрирован, на всей его территории. При этом защита действует только в отношении классов товаров и услуг, указанных в заявке на регистрацию.

Может ли физическое лицо зарегистрировать товарный знак?

Обратите внимание, стать обладателем товарного знака могут только ИП и юридические лица.

Иногда, компании оказывающие услуги по регистрации товарных знаков, в целях экономии времени, предлагают подать заявку до регистрации в качестве ИП или ООО, либо одновременно. Такой вариант возможен, но действовать следует быстро и очень внимательно, в любой момент ФИПС может запросить документы, подтверждающие ваш статус.

Что такое товарный знак

Trade mark переводится как торговая марка. Это символичный знак или сочетание символов, необходимых для распознавания марки производителя.

Знак может быть представлен:

  • в виде текста;
  • в виде изображения;
  • комбинацией текста и изображения;
  • другими способами.

Иными словами, знак товара — это способ запомнить марку производителя. К пользованию знаком прибегают:

  • предприниматели;
  • юридические лица, ведущие коммерческую деятельность;
  • юридические лица, ведущие некоммерческую деятельность (некоммерческие организации);
  • другие производители.

Товарный знак — это разновидность интеллектуальной собственности, даже если представляет коммерческую составляющую. Российским законодательством признаётся только исключительное авторское право на такую собственность. Правообладатель может распоряжаться знаком, передавать, разрешать его использовать и запрещать пользоваться. Например, символом журнала Playboy является силуэт головы зайца. Правообладатель запрещает использовать этот знак в других издательствах, но другие граждане могут пользоваться им.

Когда женщина в магазине ищет любимый шоколад сыну, и если пришлось обратиться к продавцу-консультанту, она говорит: «мне нужен шоколад — вот такой марки» или «на обёртке вот такой значок». Отличительные знаки помогают выделить покупателю искомый товар из общей предложенной массы. А также товарный знак может служить подтверждением порядочности производителя. Ведь если производитель себя не скрывает, а заявляет о себе всевозможными способами, а это значит, что ему нечего скрывать.

К.К.Лазарев, кандидат юридических наук

Использование

Бизнесмены имеют право на охрану своего знака в тех странах, где получили свидетельство. Оформление единого документа, гарантирующего защиту прав на территории нескольких стран, возможно не везде. Например, можно подать международную заявку на регистрацию, а выданное свидетельство будет охранять авторские права на территории Европейского союза.

Предприниматели контролируют использование своего товарного знака:

  • на товарах, этикетках, упаковках этих товаров, которые производятся, продаются, рекламируются или иным образом вводятся в гражданский оборот либо хранятся или перевозятся с этой целью;
  • при выполнении работ, оказании услуг (в случае знака обслуживания);
  • на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;
  • в предложениях к продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;
  • в сети Интернет, в частности в доменном имени и при других способах адресации.

Производители не контролируют использование своего товарного знака в таких видах использования, как:

  • упоминание его в нерекламных целях;
  • использование на товарах, которые уже были введены в оборот самим правообладателем или с его согласия (например, при пользовании купленным товаром, на котором изображён товарный знак или при дальнейшей перепродаже такого товара);
  • использование в личных целях;
  • другие виды использования, не связанные с введением товаров (услуг) в гражданский оборот.

Например, молодой человек заказал в типографии футболку, на которой написано iPhone. Товаропроизводитель не имеет претензий к молодому человеку и типографии никаких претензий, так как знак использовался парнем в личных, нерекламных целях. Однако если типография будет печатать футболки (или другие товары с таким логотипом), то правообладатель может привлечь нарушителя к ответственности.

Способ передачи прав

Передача прав на товарный знак возможна только по собственному волеизъявлению владельца. Брендированный логотип не может передаваться, если отсутствует согласие от правообладателя Различают несколько видов гражданско-правовых договоров при реализации передачи права на торговую марку:

  1. Договор о полной уступке прав, которые переходят к новому субъекту (ст. 1488 ГК РФ).
  1. Договор по лицензионному соглашению, когда происходит передача прав на временной основе. (ст. 1489 ГК РФ).
  2. Договор франчайзинга, при котором кроме прав, оформляется разрешение на использование названия компании, стиля, и технологии производства. (ст. 1027 ГК РФ).

Передача прав на товарный знак производится как на все товары и услуги, так и на определенные виды продукции и может осуществляться как на возмездной, так и безвозмездной основе. С помощью такого договора фактически происходит передача права на использование товарного знака приобретателю. Все права и обязанности владельца переходят к нему.

Заключается документ в письменной форме, его содержание изложено в ГК РФ, базовым правилом считается обозначение условий, при которых происходит полный или ограниченный переход прав приобретателю.