Бесплатная консультация юриста:
8 (800) 500-27-29 (доб. 553)
СПб и Лен. область:Санкт-Петербург и область:
+7 (812) 426-14-07 (доб. 318)
Москва и МО:
+7 (499) 653-60-72 (доб. 296)
Получить консультацию

Заполнение транспортной накладной правила

Общая характеристика

Движение груза, как правило, оформляется грузосопроводительными и транспортными документами. Большая часть перевозимых товаров доставляется получателю автомобильным транспортом. Перевозки автотранспортом регламентируются федеральным законодательством, а именно «Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 08.11.2007 г. за номером 259. В соответствии со статьей 8 этого документа, транспортная накладная является основанием для оплаты за произведенную перевозку, оформление ее обязательно.

Накладная заполняется грузоотправителем и передается перевозчику вместе с грузом. Данный документ должен находиться у водителя транспортного средства и предъявляться сотрудникам Госавтоинспекции при остановке автомобиля для проверки. Кроме того, накладная служит основанием для возможного требования неустойки при потере или порче перевозимого товара, так как в ней содержатся данные о наименовании товара, его количестве в местах, килограммах.

Учитывая письмо ФНС за № ЕД-4-3/4681 от 21.03.2012 г., транспортная накладная (ТН) доказывает расходы компании, понесенные в процессе перевозки при условии ее корректного заполнения, включая внесение данных о регистрационных номерах транспортных средств. До 2011 года при перевозке груза автомобильным транспортом заполнялась товарно-транспортная накладная на специальном бланке формы № 1-Т. Постановлением Правительства № 272 15.04.2011 г. была введена в оборот новая транспортная накладная, действующая в настоящее время.

Инструкция: как правильно заполнить CMR-накладную

Российские производители продолжают осваивать международный рынок, несмотря на введение санкций. Для ввоза товара на территорию другого государства, помимо таможенной декларации, нужно составить товарно-транспортную CMR-накладную международного образца. Документ составляется при международных грузоперевозках автомобильным транспортом.

Документ-сопровождение оформляется, если страна отправителя или получателя ратифицировала Конвенцию от 19.05.1956 в части договора о международных автомобильных грузоперевозках. Нормы Конвенции закрепляют правила и порядок, по которому осуществляются перевозки автомобильным транспортом, в том числе и для государственных (муниципальных) учреждений (п. 3 ст. 1 Конвенции).

Количество экземпляров ТТН

Товарно-транспортная накладная состоит из двух разделов:

  1. Первый, товарный, относится ко всему, что связано с товаром;
  2. Транспортный раздел содержит сведения, касающиеся грузоперевозчика.

Товарно-транспортная накладная всегда выписывается в 4-х экземплярах. Грузополучатель заполняет все 4 экземпляра ТТН, и первый экземпляр ТТН оставляет на руках. Он служит основанием для снятия с учета транспортируемых товарно-материальных ценностей (ТМЦ). В данном случае ТТН играет роль первичного документа при формировании расходной части баланса.

Остальные три экземпляра ТТН передаются на руки водителю-экспедитору. Главное требование – эти экземпляры должны быть подписаны присутствующими лицами (водителем и представителем компании грузоотправителя) и заверены печатью организации-грузоотправителя.

Второй экземпляр накладной водитель вручает получателю груза. Этот экземпляр служит основанием постановки на учет поступивших товаров.

Третий и четвертый экземпляры ТТН грузополучатель заверяет подписями и печатью организации и передает водителю. Водитель сдает эти экземпляры в бухгалтерию автотранспортного предприятия. Один экземпляр ТТН служит основанием для выставления счета клиенту (заказчику грузоперевозки) и высылается ему вместе со счетом на оплату услуг. Последний, четвертый экземпляр бланка ТТН, прикрепляется к путевому листу и служит основанием для начисления заработной платы водителю, производившему доставку груза.

Важная деталь: так как ТТН служит основанием для выплаты заработной платы, оформлять ее нужно при каждом рейсе отдельно независимо от однородности перевозимого товара. Загрузился водитель – получил ТТН. Разгрузился – сдал ТТН в бухгалтерию. 1 рейс – 1 ТТН.

Что это за документ?

Транспортная накладная относится к первичной документации и ее предназначением является учет движения товарно-материальных ценностей при перевозке от продавца к покупателю.

Транспортная накладная — это документ, фиксирующий факт перевозки груза и заключения договора перевозки, также он является основанием для снятия с учета грузоотправителя товарно-материальных ценностей и оформления их прихода у грузополучателя.

Отсутствие накладной является свидетельством ненадлежащего оформления договора перевозки. В транспортной накладной есть все существенные условия договора перевозки груза, по сути она представляет собой письменную форму этого договора.

Кто именно выписывает ТТН 1-Т при перевозке автотранспортом?

В качестве примера и понимания, когда выписывается ТТН и кто её заполняет — перевозчик или заказчик, стоит рассмотреть такую часто встречающуюся ситуацию, как перевозка отгружаемого товара с помощью стороннего автомобильного перевозчика.

При выдаче ТТН №1-Т в отношения вступают три стороны:

  1. Поставщик, который непосредственно отпускает товар.
  2. Перевозчик, который осуществляет его доставку.
  3. Заказчик, который должен принять перевезенный груз.

Кто именно из них будет отвечать за то, чтобы ТТН была составлена правильно, и кто должен её выдавать?

Если доставку осуществляет поставщик

Согласно указанию по заполнению этой формы, ТТН составляется грузоотправителем и состоит из двух частей:

  • Товарный раздел. В нём описывается, какой именно груз и в каком количестве был отправлен. Именно информация из этого раздела служит для оприходования материальных ценностей заказчиком, получившим товар.
  • Транспортный раздел, в котором указывается, каким именно транспортом осуществлялась перевозка. В нём же отмечается, кто именно оказывал услуги по перевозке.

В том случае, если доставка осуществлялась транспортом самого поставщика, процедура по оформлению накладной будет выглядеть следующим образом:

  1. Поставщик, являясь грузоотправителем, составляет ТТН.
  2. Он же указывает сам себя и свой транспорт во втором разделе накладной.
  3. Первый экземпляр ТТН остаётся у поставщика. На его основании списывается с хранения тот товар, что был отправлен. Второй и третий экземпляры передаются на подпись получателю.
  4. Один экземпляр получатель оставляет себе, чтобы принять на учёт полученный товар. Другой возвращается водителю и прикладывается к путевому листу, чтобы отразить фактически проделанную работу и начислить зарплату водителю.

Если вывоз организовывает заказчик

Кто выписывает ТТН, если транспорт нанимает покупатель? Кроме доставки товара силами поставщика возможен и вывоз за счёт заказчика. Вывоз может осуществляться двумя способами:

  • Заказчик-грузополучатель нанимает автомашины для перевозки.
  • Перевозка осуществляется транспортом, принадлежащим грузополучателю (самовывоз или, в терминологии международных перевозок, франко-склад).

Согласно ст. 785 ГК РФ, накладная подтверждает перевозку груза по соответствующему транспортному договору. Если же отдельного договора на перевозку груза нет, составлять ТТН не нужно.

То же самое касается и случаев, когда самовывоз осуществляется с привлечением наёмного транспорта. Здесь фактически и грузоотправителем, и грузополучателем по ТТН является именно заказчик, поскольку это он уже получил товар на складе поставщика. Следовательно, здесь тоже нет необходимости оформлять ТТН.

Однако в ситуации, когда перевозка хотя и оплачивается заказчиком, но груз считается принятым с момента доставки его покупателю, ТТН оформлять необходимо.

Об особенностях составления ТТН при самовывозе товара покупателем говорится в нашем материале.

Если используются услуги транспортной компании

Как правильно заполнить ТТН, в случае, если груз увозила транспортная компания? В том случае, когда используются услуги перевозчика, ТТН заполняется так же, как и при доставке его транспортом получателя. Однако в этом случае заполняются уже четыре экземпляра накладной. Экземпляры накладной используются следующим образом:

  1. Первый остаётся у грузоотправителя и подтверждает факт отгрузки и снятия товара с учёта.
  2. Второй остаётся у заказчика (грузополучателя) и подтверждает принятие товара на учёт.
  3. Третий передаётся перевозчиком той стороне, которая оплачивает транспортные расходы. В зависимости от условий договора поставки такой стороной может быть как поставщик, так и заказчик. Этот экземпляр подтверждает, что услуги по перевозке товара перевозчиком были оказаны.
  4. Четвёртый прилагается к путевому листу и служит основанием для начисления зарплаты шофёру.

Правила заполнения CMR

Порядок заполнения CMR-накладной указан в Инструкции о порядке оформления международной товарно-транспортной накладной, утвержденной Постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 20.02.2012 №11.

В пункте 1 указываются реквизиты грузоотправителя (наименование, адрес, страна). Кроме этих данных перевозчик обязан записать номер телефона и фамилию контактного лица грузоотправителя на случай, если возникнут какие-либо вопросы в процессе перевозки (на таможне, у грузополучателя).

Пункт 2 содержит реквизиты грузополучателя (наименование, адрес, страна). Необходимо также иметь номер телефона грузополучателя для решения возникающих вопросов на таможне при въезде в страну, для поиска офиса получателя в случае плохого владения национальным языком получателя.

В пункте 3 указывается адрес места (страна и место) разгрузки.

В пункте 4 указываются место и дата принятия груза к перевозке.

Пункт 5 содержит перечень прилагаемых документов.

Например:

    • счет-фактура (invoice);
    • отгрузочная спецификация;
    • сертификат качества, если грузы имеют промышленное происхождение;ветеринарный сертификат, если грузы имеют животное происхождение;
    • карантинный сертификат, если грузы имеют растительное происхождение;
    • сертификат о происхождении (certificate of origin);
    • акт загрузки.

В пункт 6 указываются знаки и номера, обозначающие класс, подкласс перевозимых опасных грузов, классифицируемых по Конвенции ДОПОГ.

Пункт 7 содержит количество мест груза.

В пункте 8 указывается род упаковки груза (коробки картонные, ящики деревянные, бочки металлические или пластмассовые, мешки холщовые или полиэтиленовые и т.д.).Вид тары может указываться сокращенно.

В пункте 9 указывается наименование груза.

В пункте 10 указывается код груза (не менее четырех знаков) в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза .

В пункте 11 указывается вес брутто в килограммах, т.е. вес груза с упаковкой,

В пункте 12 указывается объем, занимаемый грузом, в кубических метрах,

Пункт 13 содержит указания отправителя о наименовании, адресе и других реквизитах таможни, где будут совершаться таможенные операции. В нижней части графы 13 CMR-накладной может указываться объявленная стоимость груза.

В пункте 14 указывается государственный номер полуприцепа или контейнера в случае вывоза их из-за границы после временного пребывания там.

Например, если по каким-то обстоятельствам полуприцеп был временно оставлен за границей (ремонт в связи с ДТП или после диагностического контроля), то при вывозе его в страну регистрации в пункте 14 CMR-накладной записывается государственный номер регистрации полуприцепа.

В пункте 15 указываются условия оплаты за товар по контракту купли-продажи. В этом пункте указывается международный термин, принятый по “Инкотермс-90”.

Пункт 16 заполняется перевозчиком, как правило, с помощью штампа предприятия, содержащего реквизиты перевозчика (наименование, адрес, телефон, факс).

В пункте 17 заполняются реквизиты последующего перевозчика в случае осуществления перевозки несколькими перевозчиками.

По сравнению с условиями осуществления международных перевозок грузов в странах СНГ новым и обязательным предписанием является предоставление перевозчику права вносить в накладную оговорки, касающиеся внешнего состояния груза и его упаковки, Эти оговорки вносятся в пункт 18 CMR-накладной и, с целью единообразия, в виде рекомендации предлагаются следующие формулировки;

по автотранспортному средству:

  • автомобиль без тента;
  • по согласованию с отправителем;

по упаковке:

  • груз без упаковки;
  • упаковка повреждена;
  • упаковка не отвечает требованиям;

по количеству, маркировке грузовых мест:

Проверить невозможно по причине:

  • погрузка выполнена отправителем;
  • большого количества мест;
  • опечатан контейнер;

по принятым грузам:

  • груз явно в плохом состоянии;
  • груз поврежден;
  • груз подмочен;
  • груз подморожен;
  • груз не защищен от погодных условий и перевозится в таком состоянии под ответственность отправителя;

по обработке, погрузке, сохранности, разгрузке:

Обработка, погрузка осуществляется:

  • водителем при атмосферных условиях, способствующих повреждению груза;
  • по требованию отправителя.

Разгрузка осуществилась:

  • получателем;
  • водителем при атмосферных условиях, способствующих повреждению груза;
  • по требованию получателя.

Если накладная не содержит специальных оговорок перевозчика, то до доказательства иного предполагается, что груз и его упаковка были внешне в надлежащем состоянии в момент принятия груза перевозчиком и что число грузовых мест, а также их маркировка и нумерация мест соответствовали указанному в накладной. В конвенции не указано, что оговорки перевозчика должны быть заверены грузоотправителем.

Оговорки перевозчика должны быть вписаны в первый экземпляр, остающийся у грузоотправителя, а так как страницы CMR-накладной изготовлены из самокопирующейся бумаги, то содержание оговорок отпечатается на всех страницах. Ни в коем случае нельзя вписывать оговорки в оставшиеся экземпляры, если перевозчик не сделал их в первом экземпляре, оставшемся у грузоотправителя. В случае возникновения претензий грузоотправитель легко докажет непорядочность перевозчика, предъявив первый экземпляр CMR-накладной с чистым пунктом 18.

Пункт 19 может быть заполнен только отделом расчетов после завершения перевозки. Часто этот пункт не заполняется.

Особые согласованные условия перевозки оговариваются в пункте 20 CMR-накладной.

Например, согласованная с перевозчиком дата доставки груза. Перевозчик обязан знать, что в случае просрочки в доставке, если заявитель требования докажет, что просрочка нанесла ущерб, перевозчик обязан возместить ущерб, который не может превышать провозных платежей.

Также может быть указано требование ограничения скорости движения при перевозке негабаритных, тяжеловесных и взрывоопасных грузов, а также запрещение перегрузки и мойки полуприцепа.

В пункте 21 указываются наименование населенного пункта, где составлялась CMR, и дата заполнения.

Фактическое время прибытия под погрузку и убытие из-под погрузки указываются в пункте 22 и заверяются штампом.

Номер путевого листа, фамилия водителя и штамп предприятия перевозчика указываются в пункте 23. Ставя свою подпись в пункте 23 CMR-накладной, водитель должен знать, что он подписывает договор на перевозку, и обязан убедиться, что условия договора его устраивают.

Фактическое время и дата прибытия и убытия из-под разгрузки отмечаются в пункте 24. Отметка о получении груза делается на третьем и четвертом экземплярах CMR.

Обнаруженная при сдаче груза и при проверке количества мест и веса недостача, порча или повреждение груза удостоверяются соответствующими отметками во втором, третьем и четвертом экземплярах CMR-накладной. При этом составляется акт получения (разгрузки), в котором указывается количество недостающего (испорченного) груза. Акт подписывается комиссией в составе представителя таможни или эксперта торговой палаты, грузополучателя и перевозчика.

В пункте 25 отмечаются государственные номера тягача и полуприцепа, загрузившего груз, а в пункте 26 – их марки и модели.

Пункты 27, 28 и 29 оформляются при передаче CMR-накладной в отдел расчетов экспедитора.

Скачать (DOC, 109KB)

 

В Республике Белоруссия –  Инструкция о порядке оформления международной товарно-транспортной накладной «CMR», утвержденная постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 20 февраля 2012 г. № 11 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 39, 8/25122)