Бесплатная консультация юриста:
8 (800) 500-27-29 (доб. 553)
СПб и Лен. область:Санкт-Петербург и область:
+7 (812) 426-14-07 (доб. 318)
Москва и МО:
+7 (499) 653-60-72 (доб. 296)
Получить консультацию

Сервитут на дорогу

Сервитут на дорогу общего пользования

Право ограниченного пользования соседним земельным участком именуется частным сервитутом. В соответствии со статьей 69 Земельного кодекса Республики Казахстан сосед или иное заинтересованное лицо может требовать предоставления этого права в следующих случаях:

Земля под дорогами — намекают на платный проезд

Зубков Сергей Васильевич (20.05.2013 в 09:48:42)

Уважаемый Павел! Земельный кодекс РФ разрешает иметь земельные участки в собственности. Очевидно «некий гражданин» приобрёл земельный участок в собственность. Но он может намекать на платный проезд лишь после того, как зарегистрирует право собственности на приобретённый земельный участок. Вы имеете право на сервитут, т.е. право безпрепядственного проезда по его земельному участку.

Сервитуты и автомобильные дороги

Если обратится к ст.274 ГК РФ, то можно увидеть, что сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Казалось бы, линейные объекты недвижимости это именно тот случай, который предусмотрен законом №257-ФЗ.

Что такое публичный сервитут?

При этом сервитутом пользуется неопределенный круг лиц.

Для каких целей может быть установлен?

Публичный сервитут на земельный участок устанавливается в таких случаях:

  • необходим проезд или проход через участок;
  • необходимо осуществить установку или ремонт электрических или транспортных коммунальных сетей;
  • необходимо установить геодезические или межевые знаки, а также обеспечить к ним подъезд;
  • необходимо осуществить водоотвод или установить дренажное оборудование на определенном участке;
  • необходим забор воды для водопоя скота либо для проведения анализа;
  • необходим выпас скота и заготовка сена на зиму;
  • необходима организация охоты на незапрещенные виды животных и рыболовства;
  • необходимо проведение геологических раскопок и исследование состояния почвы;
  • необходим перевоз объектов через территорию.

Данные основания не являются исчерпывающими.

Когда возможно установление, а когда — нет?

Публичный земельный сервитут может быть установлен только в том случае, когда на общественных слушаниях путем голосования было принято положительное решение.

Учитывается мнение следующих лиц:

  • Жители определенной территории, которые могут понести ущерб.
  • Доверенные лица юридических фирм и компаний, юридический адрес которых располагается в непосредственной близости к участку, на который может быть установлен сервитут (служебный участок);
  • Собственник потенциального служебного участка, а также арендаторы данной земли и лица, которые имеют право бессрочного пользования.
  • Сотрудники муниципальной власти или местного самоуправления.

Однако есть случаи, которые не допускают установление публичного сервитута. К ним относятся следующие:

  • установление сервитута не позволяет собственнику земельного участка распоряжаться своей землей в полной мере;
  • от собственника земельного участка в органы самоуправления поступило уведомление о требовании отменить сервитут;
  • невозможность или нежелание лица, которое подало заявление, организовывать общественное слушание.

Виды

Если говорить о времени действия сервитута, то следует выделить два вида:

  • срочный — обременение устанавливается на определенный период, по истечении которого действие сервитута автоматически заканчивается;
  • бессрочный — сервитут устанавливается на неопределенный период и может быть прекращен в судебном порядке или когда необходимость в обременение исчезнет сама собой.

Говоря о целях сервитута, необходимо выделить следующие:

  • водный — гарантирует право каждому гражданину РФ использовать ресурсы водного фонда России без использования технических устройств;
  • лесной — закрепляет право гражданина бесплатно и беспрепятственно находится на территории лесных массивов страны, а также заниматься собирательством пищевых лесных ресурсов (грибы, ягоды, травы);
  • сервитут на дорогу — гарантирует право каждого гражданина бесплатно пользоваться автодорогами федерального значения.

Особенности

Факт оформления сервитута на земельный участок может фиксироваться следующими документами:

  • актами Российской Федерации;
  • актами органов местного самоуправления;
  • нормативно-правовыми актами субъектов (муниципалитетов) РФ.

В случае продажи, аренды или дарения земельного надела, на котором установлен сервитут, собственник должен уведомить вторую сторону о существующем обременении. В противном случае сделка будет признана недействительной, а собственник понесет большие убытки, так как будет обязан выплатить пострадавшей стороне компенсацию нанесенного ущерба.

Установление сервитута не должно никоим образом затруднять эксплуатацию земельного участка его законным владельцем.

В результате рассмотрения дела суд может вынести одно из таких решений:

  • удовлетворить иск и обязать уполномоченный орган выкупить участок и выплатить компенсацию нанесенного ущерба;
  • удовлетворить иск и обязать уполномоченный орган предоставить аналогичный участок и компенсировать убытки;
  • удовлетворить иск и обязать уполномоченный орган выплатить полную компенсацию убытков;
  • отказать в удовлетворении иска.

Примеры

Пример 1: бессрочный публичный сервитут

Пример 2: срочный публичный сервитут

Публичный сервитут

Публичный сервитут может быть установлен для обеспечения государственных, муниципальных нужд, а также нужд местного населения, без изъятия земельных участков. В частности, его могут ввести в интересах жителей определенного населенного пункта, а вот в интересах конкретного лица публичный сервитут не установят.

Для обеспечения таких интересов можно, например, заключить соглашение о частном сервитуте. Как правило, публичный сервитут устанавливают, только если интересы неопределенного круга лиц нельзя обеспечить другим способом. При этом его можно установить как на частные земли, так и на земли, находящиеся в государственной муниципальной собственности, в том числе переданные в срочное или бессрочное пользование.

После установления публичного сервитута правообладатель земельного участка может его продать или иным образом передать права на землю. При этом публичный сервитут не прекратится и его условия не изменятся. Публичный сервитут может быть установлен в следующих целях : – проход или проезд через земельный участок, в том числе для обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе; – размещение межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним; – проведение дренажных работ; – забор изъятие водных ресурсов из водных объектов и водопой; – прогон сельскохозяйственных животных; – сенокошение, выпас сельскохозяйственных животных в сроки, соответствующие местным условиям и обычаям; – охота, рыболовство, аквакультура рыбоводство.

Также есть отдельные цели , для которых публичный сервитут устанавливается в специальном порядке на основании ходатайства заинтересованного лица , например для размещения инженерных сооружений или автодорог в туннелях. Сведения об установлении публичного сервитута вносятся в ЕГРН. Публичный сервитут устанавливают своим решением исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Вы вправе обратиться в суд за защитой ваших прав и законных интересов , если не согласны с обременением вашего участка публичным сервитутом либо его условиями. В общем случае срок публичного сервитута определяет уполномоченный орган и указывает его в решении об установлении такого сервитута.

Срок публичного сервитута участков на землях, зарезервированных для государственных муниципальных нужд, не может превышать срока такого резервирования. Публичный сервитут может быть прекращен по решению уполномоченного органа, если отпали общественные нужды, для которых он был установлен. Также он считается прекращенным с месяца, следующего за месяцем, в котором истек срок публичного сервитута.

Решение уполномоченного органа в данном случае не требуется. Кроме этого, публичный сервитут можно прекратить в судебном порядке по иску правообладателя земельного участка, к примеру, если из-за осуществления публичного сервитута невозможно использовать такой участок. При установлении публичного сервитута можно потребовать соразмерную плату , если он создает существенные затруднения в использовании вашего участка. Обращаться с заявлением, составленным в свободной форме, следует в орган, который установил сервитут.

Учтите, что плата за пользование участком должна соответствовать тем неудобствам и ограничениям, которые вы испытываете из-за публичного сервитута. Необходимо обосновать требования и собрать доказательства того, что использование участка стало затруднительным. Например, указать площадь, которую вы из-за публичного сервитута не можете использовать по назначению.

Также следует приложить к заявлению заключение оценщика, в котором рассчитана плата за публичный сервитут. Оно подтвердит ваши доводы и поможет рассчитать размер платы. Если вам отказали в установлении платы, вас не устроил ее размер или на заявление не отреагировали, обращайтесь в суд. Для этого нужно подготовить иск об установлении соразмерной платы и определении порядка выплат. К иску нужно приложить документы, подтверждающие претензии. Плата за публичный сервитут, установленный в специальном порядке , определяется с учетом особенностей.

Для отдельных целей публичный сервитут устанавливается в специальном порядке. Возможность установить публичный сервитут не зависит от формы собственности на земельный участок. Обращаем внимание, что в отдельных случаях нельзя устанавливать публичный сервитут в отношении земельных участков, предоставленных для ИЖС, ведения садоводства, огородничества и личного подсобного хозяйства. В частности, не могут установить публичный сервитут для размещения на таких участках инженерных сооружений.

Исключением являются, например, случаи, когда его необходимо установить для эксплуатации или реконструкции существующих инженерных сооружений. Публичный сервитут в специальном порядке устанавливается решением исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления на основании ходатайства.

Ходатайство заявитель может подать на бумажном носителе лично, по почте или направить электронный документ на электронную почту уполномоченного органа. Перечень организаций, имеющих право на такое ходатайство, указан в п. Если порядок подачи ходатайства нарушен например, оно подано в целях, в которых установление публичного сервитута не предусмотрено, либо к ходатайству приложены не все обязательные документы , уполномоченный орган возвращает его без рассмотрения в течение пяти рабочих дней.

Уполномоченный орган в срок не более семи рабочих дней со дня поступления ходатайства должен совершить действия по выявлению правообладателей земельных участков и их извещению о возможном установлении публичного сервитута. В частности, он размещает сообщение на своем официальном сайте и сайте соответствующего муниципального. Если права на земельный участок не зарегистрированы в ЕГРН, то для участия в процедуре обременения вам нужно в течение 30 дней со дня опубликования сообщения подать в уполномоченный орган заявление об учете прав на участок, а также подтверждающие документы и указать способ связи с вами.

В течение пяти рабочих дней со дня принятия решения уполномоченный орган направляет его копию правообладателю земельного участка, обладателю публичного сервитута и в орган регистрации прав, а также размещает решение на своем сайте и публикует его в установленном порядке. В случае отказа копия решения с указанием всех оснований отказа например, не соблюдены условия установления публичного сервитута направляется заявителю в тот же срок. Публичный сервитут считается установленным со дня, когда сведения о нем внесены в ЕГРН.

Обладатель публичного сервитута и правообладатель земельного участка, в отношении которого установлено обременение, должны заключить соглашение в письменной форме. В отношении государственных и муниципальных земель, не обремененных правами третьих лиц, соглашение не заключается. Правообладатель земельного участка направляет обладателю сервитута подписанное соглашение, уведомление об отказе в его подписании либо в течение 14 дней со дня получения проекта направляет обладателю сервитута предложение о заключении соглашения на иных условиях.

В течение 10 дней со дня получения предложения о новых условиях соглашения обладатель сервитута обязан направить правообладателю участка подписанное на новых условиях соглашение или уведомление об отклонении его предложения. Правообладатель может оспорить в суде решение об установлении публичного сервитута в течение 30 дней со дня получения соглашения о его осуществлении. Если в течение этого срока соглашение не заключено и решение о его установлении не оспорено в суде, плата за сервитут вносится его обладателем в депозит нотариуса по месту нахождения земельного участка.

При этом обладатель обременения, внесший плату в депозит нотариуса, вправе до заключения соглашения осуществлять сервитут в частности, выполнять работы, предусмотренные проектом соглашения. Правообладатель может понудить обладателя публичного сервитута заключить соглашение в судебном порядке. В данном случае суд определит условия соглашения и размер платы за обременение, и оно будет считаться заключенным с момента вступления решения суда в законную силу.

Уполномоченный орган может издать правовой акт и определить общий порядок платы за публичный сервитут в отношении определенных земель. Например, такой порядок утвержден для публичного сервитута в границах полос отвода автомобильных дорог кроме частных , который устанавливается в целях прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций и их эксплуатации.

Плата за публичный сервитут для земельных участков в частной собственности или арендованных государственных муниципальных участков определяется на основании отчета об оценке. Размер платы должен определяться на дату не позднее чем за 30 дней до даты направления правообладателю земельного участка соглашения об осуществлении публичного сервитута. Такая плата может определяться в соглашении об установлении обременения в виде единовременного платежа или периодических платежей, она рассчитывается пропорционально площади земельного участка и или земель в его границах.

Ее можно вносить правообладателю земельного участка или в установленных случаях в депозит нотариуса.

При этом в депозит нотариуса вносится единовременный платеж. При досрочном прекращении публичного сервитута внесенная плата не подлежит возврату, если иное не предусмотрено соглашением об осуществлении обременения.

В ряде случаев публичный сервитут должен быть безвозмездным, например при размещении автомобильных дорог и железнодорожных путей в туннелях.

По решению суда публичный сервитут, установленный в специальном порядке, может быть прекращен по вашему требованию, например, когда обладатель публичного сервитута ведет деятельность с нарушениями соглашения об осуществлении сервитута и или законов и технических регламентов.

E-mail: mail frskuban. Главная Структурные подразделения Территориальные отделы Пресс-служба Вопрос-ответ online Противодействие коррупции. Главная Гулькевичский отдел Как устанавливается публичный сервитут на земельный участок.

Территориальные отделы Абинский отдел Анапский отдел Апшеронский отдел Межмуниципальный отдел по г. Армавиру и Новокубанскому району Белоглинский отдел Белореченский отдел Брюховецкий отдел Геленджикский отдел Горячеключевской отдел Гулькевичский отдел Динской отдел Ейский отдел Каневской отдел Кореновский отдел Межмуниципальный отдел по Калининскому и Красноармейскому районам Кавказский отдел Крымский отдел Курганинский отдел Кущевский отдел Лабинский отдел Ленинградский отдел Мостовской отдел Новопокровский отдел Новоросcийский отдел Отрадненский отдел Приморско-Ахтарский отдел Межмуниципальный отдел по Крыловскому и Павловскому районам Сочи Северский отдел Староминской отдел Славянский отдел Темрюкский отдел Тбилисский отдел Тимашевский отдел Межмуниципальный отдел по Выселковскому и Тихорецкому районам Туапсинский отдел Успенский отдел Усть-Лабинский отдел Щербиновский отдел.

Просмотр состояния регистрации Порядок просмотра Просмотр состояния кадастрового учёта в данном сервисе не предусмотрен. Online услуги Услуги Росреестра.

Контакты г. Краснодар ул. Все права защищены.

Что означает это понятие?

Итак, попробуем разобраться, что это такое — сервитут на проход и на дорогу? У владельца участка может возникнуть необходимость перемещения по территории соседнего или близлежащего владения.

В ситуациях такого рода практикуется регистрация сервитута на передвижение по чужому владению к собственному участку.

Собственник земельного надела, нуждающийся в ограниченном пользовании, обладает узаконенной возможностью заявить о необходимости пользоваться земельной площадью соседа или иного лица с целью передвижения. Юридические или физические лица обращаются за установлением сервитута, исходя из его разумности, уместности, соответствию цели и наличия весомых причин.

Ограниченное пользование утверждается в регламентированной последовательности, предписанной законодательными актами, по согласительной договоренности участвующих сторон или по постановлению судебной инстанции. Сервитут на надел земли не становится предметом торговой операции или передачи гражданам, не признанным собственниками земли.

Правовые акты разделяют сервитут на частный и публичный (государственный). Частный вид регулирует отношение и интересы отдельных граждан. В публичном виде ограничения проявляют заинтересованность государственные структуры или местное население.

Установленное обременение предоставляет возможность выгодного взаимодействия сторон, их прав и обязанностей, согласованности в принятии компромиссного решения.